По закону диабет и водитель

Сахарный диабет вносит изменения не только в рацион питания и количество принимаемых препаратов, но и в ритм жизни, привычки и, конечно же, в ежедневный труд.

В молодости можно учесть диагноз и выбрать подходящую профессию.

Гораздо сложнее в зрелом возрасте, когда у человека уже есть специальность, совместить непростой диагноз и возможность трудиться. Особенно, когда речь идет об ответственной работе водителем при сахарном диабете.

Трудоустройство водителем при сахарном диабете

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 06.02.2018 г.) сахарный диабет является противопоказанием для трудоустройства водителем общественного или грузового транспорта. Основное заболевание входит в категорию «болезни эндокринной системы с поражением других органов».

Также в приказе прописаны состояния, которые могут быть расценены как осложнения диабета или ассоциированные с ним патологии:

  • поражение периферической нервной системы – диабетическая невропатия;
  • глаукома, снижение остроты зрения – ретинопатия;
  • ишемическая болезнь сердца, нарушения ритма и проводимости;
  • артериальная гипертензия 3 стадии;
  • облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей – ангиопатия;
  • хроническая почечная недостаточность 2-3 степени – нефропатия.

Строгость приказа обусловлена значительным риском для пассажиров и других участников дорожного движения: внезапное возникновение острых состояний, связанных с гипогликемией и кетоацидозом, может спровоцировать опасные аварии и происшествия.

Для самого больного труд в условиях постоянного стресса может стать толчком для прогрессирования заболевания.

Могут ли уволить с работы

Отношения сотрудников и работодателя основываются на положениях Трудового Кодекса (ТК), которые регламентируют действия обеих сторон при возникновении непредвиденных ситуаций, имеющих отношение к выполнению должностных обязанностей.

При выявлении сахарного диабета работающему водителем человеку можно рассчитывать на сохранение рабочего места с переводом на условия труда, не противопоказанные при данном заболевании. Если сотрудник не дает своего письменного согласия на перевод или у работодателя отсутствуют необходимые должности, трудовой договор расторгается. В этом случае работник получает выходное пособие в размере среднего двухнедельного заработка.

При нарушении положений ТК можно написать жалобу на имя руководителя предприятия и отправить ее заказным письмом с уведомлением, а в случае отсутствия реакции – в Государственную инспекцию труда и Профсоюз.

Можно ли получить права

Наличие личного транспортного средства облегчает жизнь и зачастую становится необходимостью.

Почему в аптеке до сих пор нет уникального средства от диабета.

Сам по себе сахарный диабет не исключает возможности получения прав, требуется лишь учитывать некоторые ограничения:

  • разрешены только категории А, В и М;
  • масса автомобиля должна быть менее 3,5 тонн;
  • количество пассажирских мест – до 8.

Помешать вождению автомобиля диабет может в случае наличия тяжелых осложнений: двусторонней слепоты, ампутации нижних конечностей или обширных трофических нарушений (разрешено ручное управление), отсутствия стопы или кисти, затрудненных движениях в этих областях (только автоматическая коробка передач).

Для вождения двухколесных транспортных средств и квадроциклов противопоказаниями являются: зрение ниже 0,6 на более здоровом глазу, односторонняя слепота при зрении 0,8 с противоположной стороны, ограничение полей зрения (состояния, которые могут возникнуть вследствие диабетической ретинопатии), ампутации и деформации конечностей (из-за диабетической ангиопатии), вестибулярные нарушения, головокружения (как проявление невропатии).

Как вести себя за рулем

Даже если профессиональная деятельность не связана с управлением автомобилем, при сахарном диабете следует помнить, что эта серьезная патология является фактором риска опасных ситуаций на дороге.

Основное средство защиты водителя и пассажиров – это самообразование по части своего заболевания. При постановке диагноза необходимо выяснить степень тяжести поражения всех органов и систем, наличие осложнений, проконсультироваться у врача о возможных острых состояниях.

Стабильное состояние требует постоянного приема препаратов, соблюдения диеты и режима физической активности. Однако даже при строгом выполнении всех рекомендаций свое влияние могут оказать факторы, не зависящие от больного.

Для своевременного принятия мер следует знать первые симптомы гипогликемического состояния и кетоацидоза, а также иметь при себе средства первой помощи. Если в салоне присутствуют пассажиры, они должны быть в курсе диагноза, чтобы правильно оказать помощь в случае необходимости.

В машине или с собой всегда должны быть сахароснижающие препараты на случай, если прием очередной дозы придется на время нахождения в дороге. При длительном путешествии рекомендуется соблюдать обычный режим питания, для чего следует делать остановки и перерывы в вождении.

Читателям нашего сайта предоставляем скидку!

В бардачке не будет лишним глюкометр с набором тест-полосок и ланцетов, срок годности которых нужно регулярно проверять. При первых подозрительных симптомах можно измерить уровень сахара в крови и отрегулировать гликемию, не подвергая себя и окружающих опасности, управляя автомобилем при плохом самочувствии.

Наиболее опасным по скорости развития является состояние гипогликемии. Для быстрого повышения глюкозы в крови необходимо всегда иметь при себе продукты, богатые простыми углеводами (конфеты, сладкие напитки, сахар-рафинад). До стабилизации состояния управление машиной надлежит передать другому лицу.

Нежелательные должности

Категорически противопоказаны диабетикам профессии, связанные с тяжелым физическим трудом, контактом с ядовитыми веществами, управлением сложными и опасными механизмами и устройствами, перевозкой людей.

Негативно на здоровье могут повлиять постоянные стрессовые ситуации, длительное пребывание в неблагоприятных условиях, статических позах, стоячем положении, чрезмерное напряжение глаз, ненормированный рабочий график.

Должности, которые не могут быть рекомендованы больным сахарным диабетом:

  • водитель общественного транспорта (в том числе летчики, машинисты);
  • промышленный альпинист;
  • оператор станков;
  • металлург;
  • строитель;
  • работник спасательных служб;
  • химик;
  • авиадиспетчер и прочие.

При оценке возможности занимать ту или иную должность следует учитывать возможный вред для организма больного диабетом и потенциальную опасность для окружающих, которая может возникнуть при резком ухудшении состояния работника.

Подходящие должности

Часто заболевание диагностируется у относительно молодых лиц, поэтому вопрос трудоустройства актуален для носителей любого типа диабета.

Для сохранения здоровья диабетику показан легких физический или умственный труд в благоприятных условиях со стабильным или свободным графиком. Возможны редкие командировки только с согласия сотрудника.

При устройстве на работу нельзя скрывать от работодателя и коллег наличие заболевания. Лучше заранее обговорить с начальством возможность делать небольшие перерывы в течение дня для перекусов, принятия препаратов или проведения глюкометрии и инъекций инсулина.

Подходящими для диабетиков являются следующие вакансии:

  • преподаватель;
  • библиотекарь;
  • секретарь;
  • инженер;
  • программист;
  • медицинский работник;
  • сотрудник офиса;
  • мастер по починке электроприборов;
  • копирайтер, менеджер по продажам и другие удаленные виды деятельности.

Работа на дому может стать идеальным вариантом для людей, страдающих тяжелыми формами заболевания, поскольку позволит сохранять квалификацию, зарабатывать деньги и вести необходимый образ жизни. Многие больные, даже получив инвалидность, не удовлетворяются бездеятельностью и устраиваются на подработки с частичной занятостью.

К сожалению, после постановки диагноза у пациентов часто развивается депрессия из-за страха потерять работу, неопределенности будущего, зависимости от лекарств. Но не стоит ставить крест на карьере или увлечениях. С сахарным диабетом можно получить права, устроиться на престижную работу, заниматься любимым хобби и завести семью. Главное – стремиться к контролю заболевания путем выполнения рекомендаций врача и относиться к своему здоровью ответственно.

Почему лекарство от диабета скрывают и продают устаревшие препараты, которые только понижают сахар в крови.

Неужели так не выгодно лечить?

Существует ограниченная партия лекарства, оно лечит сахарный диабет.

Сахарный диабет представляет собой группу определенных тяжелых заболеваний, которые развиваются на фоне недостаточной выработки или вовсе полного отсутствия гормона поджелудочной железы — инсулина.

Результатом данного недуга является увеличение концентрации глюкозы в крови. К сожалению, людям, страдающим диабетом, очень сложно вести нормальную жизнь.

Болезнь затрагивает многие аспекты жизнедеятельности, из-за чего человек вынужден отказываться от каких-либо действий или привычек. В некоторых случаях недуг просто накладывает отпечаток на все сферы жизни человека. Для многих людей, которым был поставлен этот диагноз, актуальным является вопрос: можно ли при диабете водить машину?

Можно ли работать водителем при сахарном диабете 2 типа?

Еще несколько лет назад водительские права при диабете было получить очень сложно. Но вот на сегодняшний день вождение автомобиля при диабете является вполне обычным явлением. Важно не забывать о том, что во время вождения на водителя накладывается огромная ответственность за свою жизнь и жизни пассажиров, которые находятся в автомобилях-участниках дорожного движения.

Главными критериями, которые определяют возможность вождения автомобиля при сахарном диабете, являются:

  • тип и тяжесть недуга;
  • наличие серьезных осложнений, которые могут оказывать влияние на управление транспортом;
  • психологическая готовность больного к такой большой ответственности;
  • вероятность возникновения внезапной гипогликемии.

Важно заметить, что последний критерий имеет наибольшую серьезность и значимость.

Если у водителя случится внезапное снижение содержания сахара в крови, то это может угрожать большой опасностью не только для него, но и для других участников движения.

Именно по данной причине еще несколько лет назад таким лицам права не выдавались вообще. К ним можно отнести больных, которые используют инсулин и специальные препараты сульфатмочевины.
Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос о том, можно ли с сахарным диабетом работать водителем, необходимо разобраться в тяжести заболевания.

Каждый человек, страдающий диабетом, должен непременно пройти специальную комиссию в соответствии с существующими требованиями медицинской справки автолюбителя.

Если у пациента нет осложнений, а также нет серьезных препятствий и других рекомендаций со стороны квалифицированного специалиста, то ему выдают водительские права. Как правило, это документ на управление автомобилями категории В (легковой автомобиль вместимостью до восьми человек).

Требования к получению водительских прав

На сегодняшний день каждый больной интересуется, так можно ли управлять автомобилем при сахарном диабете?

Здесь можно ответить следующее: практически у каждого человека с данным заболеванием имеется личное транспортное средство. Это дает ему определенные привилегии: он может ездить на работу, на природу с семьей, путешествовать, а также совершать поездки в дальние населенные пункты.

В некоторых странах мира данное распространенное заболевание относится к тем тяжелым заболеваниям, при которых категорически запрещено садиться за руль транспортного средства. Этот опасный недуг считается по тяжести таким же, как, к примеру, сердечно-сосудистые заболевания, порок сердца и даже эпилепсия.

Немногие неосведомленные люди считают, что вождение транспортного средства и сахарный диабет — вещи совершенно несовместимые. Но это не так. Лица, страдающие данным недугом, имеют полное право водить автомобиль. Если они получат разрешение лечащего доктора-эндокринолога и ГИБДД, то могут спокойно водить транспортное средство.

Существует перечень определенных требований, которые обязательно предъявляются при получении водительских прав лицам, страдающим сахарным диабетом:

  • больной диабетом может получить права категории В, что говорит о том, что ему разрешается управлять только легковыми автомобилями;
  • диабетику разрешается управлять автомобилем, масса которого не более 3500 кг;
  • если автомобиль имеет более восьми пассажирских сидений, то больному диабетом категорически запрещено управлять ним.

Во всех отдельных случаях обязательно должно рассматриваться состояние здоровья больного. Права лицам, страдающим сахарным диабетом, обычно выдаются только на три года. Это обусловлено тем, что человек обязан регулярно обследоваться у личного специалиста и сообщать о результатах, возможных осложнениях, а также о негативных последствиях данного заболевания.

Правила безопасности для диабетиков за рулем

Так можно ли работать водителем при сахарном диабете разных типов? Ответ прост: можно, но только при соблюдении определенных правил безопасности на дороге.

Сахарный диабет вовсе не является поводом для того, чтобы отказать себе в удовольствии управлять любимым автомобилем.

Но не следует забывать о том, что любая дорога — очень опасное и непредсказуемое место, во время движения по которому нужно быть предельно внимательным и бдительным. Для того, чтобы полностью исключить риск во время поездки, необходимо соблюдать некоторые простые и понятные правила поведения на дороге.

Перед каждой поездкой обязательно нужно тщательно проверять аптечку, которая, помимо стандартного набора медикаментов, должна содержать глюкометр. Если больной отмечает у себя хотя бы минимальные изменения самочувствия, то ему необходимо немедленно остановить транспортное средство для того, чтобы проверить процент глюкозы.
В случае, если на определенном отрезке пути нельзя остановиться, то нужно просто включить аварийку и выбрать подходящее место для остановки.

Важно запомнить, что продолжать движение при плохом самочувствии категорически запрещено.

Прежде чем садиться за руль обязательно нужно проверить зрение.

Важно убедиться в том, что все предметы на дороге четко видны. Еще одним немаловажным моментом является то, что нельзя садиться за руль в первые несколько дней после назначения нового лечения, особенно, если были прописаны препараты с неизвестными побочными действиями.

Так можно ли с сахарным диабетом получить права? Это возможно только в том случае, если нет никаких серьезных осложнений, влияющих на возможность управления транспортным средством.

В последнее время наш медицинский центр проводит медосмотры сотрудников автоколонны (кстати, «Скорой помощи»),
среди водителей — довольно много людей из группы риска сахарного диабета (возраст под 50 + избыток веса).
В результате выявили более десятка случаев сахарного диабета (в т.ч., запущенного, с гликемией натощак до 17 мМ).

Поскольку состояние здоровья профессиональных водителей регламентировано приказом Минздрава (№555, кажется), все они получают запрет на продолжение работы, т.к. в приказе сахарный диабет является однозначным основанием для запрета (вне зависимости от типа, тяжести, возможности гипогликемий и т.п.).

Но сегодня возможностей лечения сахарного диабета довольно много, в т.ч., многие классы сахароснижающих препаратов в принципе не вызывают гипогликемию.

Есть ли шансы на пересмотр этого приказа? Или может быть, есть какие-то документы, разрешающие работать пациентам, у которых лечение не способно вызывать гипогликемии?

Галина Афанасьевна, а как Вы считаете: этот приказ — не слишком ли жесткий?
В принципе ведь руководство ЭНЦ может влиять на содержание минздравовских приказов :rolleyes:

Опасность для пассажиров и других участников движения ведь представляют:
а). Риск гипогликемии у водителя. Но он ведь равен нулю при приеме 4 из 6 классов современных ОССП и баеты (и реален при приеме 2 классов ОССП и инсулина).
б). Вероятность развития со временем поздних осложнений, ухудшающих зрение (хотя оно проверяется водительской медкомиссией), вызывающих артериальную гипертензию, риск внезапной смерти и т.п.

Интересно, как в других странах.

Чисто теоретически, пациенту на метформине или комбинированной терапии без риска гипогликемий, можно было бы разрешить работать при условии ежегодного медосмотра (в т.ч., расширенного, с осмотром глазного дна для исключения ДР со стадией выше непролиферативной)

Правда, это может как повышать комплаентность пациента к лечению, так и мешать эффективному лечению (за счет отказа от препаратов эффективных, но вызывающих гипогликемию). С другой стороны, профессиональный водитель с впервые выявленным СД2, потерявший работу из-за этого — вряд ли будет высококомплаентным пациентом 🙁

Галина Афанасьевна, а как Вы считаете: этот приказ — не слишком ли жесткий?
В принципе ведь руководство ЭНЦ может влиять на содержание минздравовских приказов :rolleyes:

Интересно, как в других странах.

Чисто теоретически, пациенту на метформине или комбинированной терапии без риска гипогликемий, можно было бы разрешить работать при условии ежегодного медосмотра (в т.ч., расширенного, с осмотром глазного дна для исключения ДР со стадией выше непролиферативной)

Правда, это может как повышать комплаентность пациента к лечению, так и мешать эффективному лечению (за счет отказа от препаратов эффективных, но вызывающих гипогликемию). С другой стороны, профессиональный водитель с впервые выявленным СД2, потерявший работу из-за этого — вряд ли будет высококомплаентным пациентом 🙁
Боюсь , что в череде того срочного, что надо успеть сделать руководству ЭНЦ в МЗ , проблему водителей с диабетом ( и пилотов ) вряд ли можно считать ну совсем острой , опять же по каким -то то неуловимым признакам наш водитель почему-отличается от пилота Харда ..

Источники: http://diabeto.ru/obraz-zhizni/saharnyj-diabet-poluchenie-prav-i-rabota-voditelem/, http://diabet24.guru/zhizn-s-diabetom/mozhno-li-vodit-mashinu.html, http://forums.rusmedserv.com/archive/index.php/t-123111.html

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *